Наверх
кто мы такие
урок

Экзерсис по современному танцу для учеников второго года обучения

Горобчук Ольга
эксперт
Горобчук Ольга
  • Балетмейстер-постановщик, директор и художественный руководитель "Центра современной хореографии" (Омск)
  • Хореограф и руководитель театра танца "нОга".
  • Арт-директор Международного фестиваля современного танца "ТОЧКА".
  • Организатор Международного фестиваля-конкурса хореографического искусства "Omsk Dance Festival".
  • Старший преподаватель кафедры хореографии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.
  • Балетмейстер-постановщик, директор и художественный руководитель "Центра современной хореографии" (Омск)
  • Хореограф и руководитель театра танца "нОга".
  • Арт-директор Международного фестиваля современного танца "ТОЧКА".
  • Организатор Международного фестиваля-конкурса хореографического искусства "Omsk Dance Festival".
  • Старший преподаватель кафедры хореографии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.

Заложив основы того или иного стиля, педагог порой может усложнять материал быстрее, чем дети могут его освоить. Как выдержать последовательность и структуру при дальнейшем изучении современного танца? Чем наполнить урок для продолжающих дошкольников? Как грамотно объяснять технические элементы, чтобы не навредить ученикам?

В этом уроке вы разберете структуру занятия по contemporary для детей 6-7 лет и узнаете, как постепенно усложнять материал в течение года. 

Основные составляющие урока:

  1. Степы (кроссы) в нижнем и верхнем уровнях.
  2. Партерная техника.
  3. Plie.
  4. Battement tendu, brush.
  5. Adagio в партере.
  6. Port de bras.

Большая часть материала дается не готовой комбинацией, а через разбор принципа и техники, от которых можно создавать любое наполнение экзерсиса. Все упражнения показаны без музыки (кроме plie), с подробным объяснением биомеханики движения или анатомических особенностей в базовых позициях. 

Важно иметь ввиду, что данный материал дается в центре современного танца ученикам с трехлетним танцевальным опытом, у которых за плечами группа Baby dance,  подготовительный и первый классы. Также нужно помнить и о том, что у второго класса параллельно происходит обучение классическому, джазовому и современному танцу.

Программа второго года обучения. Кроссы

В первой части урока вы познакомитесь с наполнением уроков для первого и второго семестров (полугодий). А также вы разберете 6 степов (упражнений в продвижении) — три вида перекатов, шаги с руками, slide.

Программа первого семестра второго года обучения: 

  1. Степы (диагонали, кроссы) в нижнем и верхнем уровнях.
  2. Партерная комбинация на середине, разные виды swing.
  3. Plie по I параллельной, I выворотной, II выворотной, II параллельной, IV выворотной позициям ног. Добавление работы рук.
  4. Battement tendu по I параллельной позиции ног, brush.
  5. Port de bras.
  6. Степы, соединенные в комбинацию.

Программа второго семестра второго года обучения:

  1. Степы в нижнем и верхнем уровнях.
  2. Развернутая партерная комбинация, выход на плечо.
  3. Plie + переходы между позициями ног во время комбинации.
  4. Battement tendu, brush на 90 градусов.
  5. Партерное Adagio.
  6. Степы с добавлением взаимодействия между участниками — «стенка на стенку».
  7. Port de bras.

Кроссы

1. Перекат «Крокодил»

Исходное положение — сидя на полу боком к направлению движения, ноги в первой параллельной позиции. 

Первая фаза: 

  • Движение начинается от головы, которая поворачивается вбок и вниз по направлению в пол.
  • Происходит скручивание позвоночника, руки приземляются в пол.
  • Согнутые в коленях ноги переносятся над полом.

Вторая фаза: 

  • Движение продолжается от ног — стопы, голени, бедра возвращаются в исходное положение, затем доворачиваются корпус и голова.
 На втором году обучения при выполнении элемента «Крокодил» важно обратить внимание на стопы, которые «рисуют» форму эллипса в воздухе на второй фазе движения. Также можно добавить работу головы, которая делает полный оборот на один перекат.  

2. Перекат из положения «креста» 

Исходное положение — позиция «крест», лежа на спине, руки на полу точно в стороны, в ногах I параллельная позиция. 

Первая фаза: 

  • Движение начинается от дальней относительно направления движения руки, которая пересекает линию корпуса по горизонтали и уходит по полу наверх по дугообразной траектории.
  • Происходит скручивание позвоночника, живот укладывается в пол. Важно ближнюю к полу руку подвернуть под себя, чтобы не допустить травмы в плечевом суставе или чрезмерного давления. Ноги прямые.

Вторая фаза: 

  • Из положения на животе следующее движение происходит от дальней относительно направления движения стопы, которая тянет за собой бедро, таз, корпус, голову.
  • Происходит возврат в исходное положение.
Такой перекат является одним из первых векторных движений, с заданием направления той или иной частью тела. 

3. «Банан» — перекат на тазовых костях

Исходное положение — лежа на спине, оторвать от пола конечности, мягкие руки и ноги, мышцы пресса напряжены. 

  • завалиться на правый бок, не касаясь конечностями пола;
  • правая нога «подныривает» под левую, на тазовых костях перекатиться на живот, не касаясь конечностями пола;
  • левая нога «выныривает» из под правой, на тазовых костях перекатиться на спину, выполняя полный оборот по направлению движения, вернуться в исходное положение.
Данный элемент сложно выполнять в медленном темпе, т.к. движение — импульсное, работа происходит не за счет силы мышц, а за счет импульса от ноги и инерции. 

4. Шаг-passe

Исходное положение — стоя по первой параллельной позиции ног.  

  • Выполнить шаг вперед с носка и поднять вторую ногу на passe, бедро оказывается параллельно полу.
  • Добавить руки на противоход (вниз, в сторону) с удержанием взгляда прямо по направлению движения.
  • Добавить поворот головы с переводом взгляда назад в положении passe и горизонтальной позиции рук.

5. Шаг-battement

Исходное положение — стоя по первой параллельной позиции ног, держать руки в стороны. 

Выполнить шаг вперед с носка и резко поднять вторую ногу максимально высоко. 

6. Slide

Исходное положение — стоя по первой выворотной позиции ног. 

Выполнить скольжение по диагонали, чередуя правую и левую ноги.

Кросс-элемент «Выезд» как один из базовых в современном танце

В продолжение заданий на перемещение в пространстве вы разберете один из видов скольжения в верхнем уровне, а также узнаете основные отличия позиций рук в современном танце от классического.  

Выезд

Исходное положение — стоя боком к направлению движения по третьей позиции ног на полупальцах, в руках — первая позиция.  

  • Проскользить по полу большим пальцем правой ноги до второй выворотной позиции в grand plie, руки открываются через низ в сторону до второй позиции, голова повернута по направлению движения.
  • Левая нога подтягивается к правой ноге в исходное положение. Голова доворачивается также перед собой.
В выездах танцовщик проходит в ногах третью и вторую позиции, в руках — первую и вторую. Для современного танца характерно расположение рук точно по трем осям, в ногах — естественная выворотность.

Партерная техника — swing, выход на плечо

В этой части урока вы разберете логичный переход от swing из положения лежа — через способы подъема из него — в средний уровень пространства, к стойке на плече. По сути, это первое перевернутое положение в программе обучения. 

Swing

Исходное положение — лежа на спине, позиция «крест». 

Завалить правое бедро на пол направо, левая согнутая нога проходит над правой, скользя по полу. 

На втором году обучения swing делается уже в положении лежа и нога доводится до противоположной руки, пятка подкручивается в потолок. В результате и бедро разворачивается наружней поверхностью также в потолок. 

Способы подъема из swing:

  1. через бок;
  2. через положение 90 градусов (относительно исходного положения лежа);
  3. через rond.

Выход на плечо 

Исходное положение — сидя в положении «свастики».  

  • Положить правую руку в правую диагональ перед собой.
  • Опустить корпус вниз на правую руку и сгибанием правой руки чуть в продвижении по диагонали перевести таз наверх, ноги скользят по полу в передней плоскости. Активные стопы. Левой согнутой рукой в упоре ладонью в пол можно себя подстраховать.
  • Плавно вернуться по той же траектории в исходное положение, начиная от ноги.

Принцип составления упражнений на примере Plie

В данной части урока вы получите принцип составления экзерсиса — ту форму, в которую можно вкладывать любое содержание, свои авторские вариации.  

Последовательность позиций ног и особенности упражнения Plie для учеников второго года обучения:

  1. I параллельная позиция (сразу с работой руками), grand plie, releve.
  2. I выворотная позиция (сразу с работой руками), grand plie, releve.
  3. II выворотная позиция (без работы рук, с руками), grand plie — в статичном положении внизу можно добавить поочередный подъем стопы, скручивание бедра внутрь, изолированную работа тазом. В конце — releve.
  4. II параллельная позиция (без работы рук, с руками), нет grand plie, в конце — releve.
  5. IV выворотная позиция — выполнить шаги в этой позиции, нет grand plie, в конце — releve.

Последовательность и логика выстраивания позиций ног в современном танце:

Анатомически все люди разные, поэтому базовые позиции ног тоже будут отличаться. 
  1. I параллельная позиция — проекция от тазовых костей через коленный сустав к пяткам, пальцы ног направлены вперед.
  2. I выворотная позиция — из I параллельной позиции путем доворота пяток внутрь и их соединения.
  3. II выворотная позиция — выстраивается через grand plie — между бедром и голенью угол 90 градусов.
  4. II параллельная позиция — из II выворотной позиции путем разворота носков четко вперед.
  5. IV выворотная IV — из II выворотной позиции с помощью широкого шага вперед.

Battement Tendu и Brush на уроке современного танца. Второй год обучения

Из этой части урока вы узнаете, что важно знать при выполнении Battement Tendu и как логично перейти к базовому элементу Brush (с добавлением Drop и Kick).

Battement Tendu по I параллельной позиции может выполняться:

  1. с вытянутыми пальцами ног, когда подъем максимально натягивается и касание спереди происходит только кончиком большого пальца;
  2. с касанием всех пальцев ноги, но также с максимальным натяжением подъема.
Важная задача на втором году обучения при выполнении Battement Tendu назад — научить детей отделять рабочую ногу от опорной. Приведение в I параллельную позицию ног отсутствует — свободная нога от тазобедренного сустава двигается вперед-назад, как маятник. 

В качестве вариации можно добавить продвижение вперед и выполнить Battement Tendu как кросс-упражнение. В момент выведения ноги вперед нужно сделать demi plie, толкнуться «задней» ногой, перенести вес всего тела вперед. Та нога, что была рабочей, становится опорной. С помощью такого чередования происходит перемещение вперед

Brush 

Исходное положение — стоя по I параллельной позиции ног. 

  • Выполнить Battement Tendu назад, согнуть ногу и вернуть в исходное положение. Стопой нужно «облизать» пол.
  • Углубиться на plie и выполнить падение стопой вперед после brush.
  • Добавить kick — вывести ногу вперед на 90 градусов после brush. Добавить синхронную работу рук. Упражнение можно сделать в продвижении вперед.

Adagio в партере и Port de bras на уроке современного танца. Второй год обучения

В заключительной части урока вы увидите готовую комбинацию Adagio и разберете варианты наполнения экзерсиса Port de bras.

Суть Adagio заключается в плавном перетекании от одной позы к другой. Педагог может соединять между собой любые элементы в рамках пройденного материала. 

Важно отметить, что ученики второго года обучения уже знают положение «собака мордой вниз» из разминки. Подробное изложение универсального разогрева вы найдете в уроке 1584. 

В комбинацию port de bras в конце занятия можно добавить:

  • все позиции ног в том же порядке, что они давались на Plie.
  • side stretch с вертикальным положением рук по одной линии. Вертикаль допускается слегка наклонить для большего бокового вытяжения корпуса.
  • увеличение дуги в траектории движения рук.
  • скручивания в позвоночнике с заведением руки в 4,5,6 точки зала.
При выполнении port de bras необходимо добиться вытяжения рук от плечевого сустава. Для этого педагог подходит и трогает учеников — бережно потянуть за руку от плечевой суставной сумки в нужном направлении. 

Полная версия урока в одном видео:

Конспект урока

Домашнее задание

Придумайте небольшую комбинацию на продвижение из предложенных кросс-элементов. Запишите ее на видео в исполнении себя или ваших учеников.

Сдача домашнего задания

Необходимо авторизоваться, чтобы сдать домашнее задание.

Музыка: