Наверх
кто мы такие
урок

Методика преподавания классического танца — экзерсис у станка для детей 4–9 лет

Савина Лариса
эксперт
Савина Лариса
  • Преподаватель подготовительного отделения в Новосибирском государственном хореографическом училище
  • В прошлом — солистка балета Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Выпускница НГХУ.
  • Преподаватель подготовительного отделения в Новосибирском государственном хореографическом училище
  • В прошлом — солистка балета Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Выпускница НГХУ.

Экзерсис у станка в классическом танце — это четко прописанная система и последовательность исполнения определенных упражнений. Но как ей обучить дошкольников? Которые порой даже 5 минут не могут выдержать на месте? И как им объяснить все эти сложные термины и правила?

Лариса Савина поделится своим опытом и объяснит, какие приемы использовать, чтобы ученики заинтересовались, точно поняли и правильно выполнили упражнения.

Изучение с дошкольниками позиций ног в классическом танце. Plie и releve у станка

В этой части вы узнаете о том, с чего начинать знакомство учеников с экзерсисом у станка: какие позиции ног проучивать и как объяснить работу ног в plie и releve.

Изучение экзерсиса у станка можно начать с положения, когда дети стоят между стеной и станком. Так они будут видеть себя в зеркале и смогут правильно зафиксировать положение корпуса. 

В самом начале изучения упражнений не стоит давать сложные комбинации: достаточно будет повторить упражнение в чистом виде несколько раз в каждом направлении. Для того, чтобы это не было скучным — меняйте темпоритм. Так дети научатся слышать музыку и счет и координировать работу тела. 

Изучение позиций ног

Самая первая позиция, которую изучают воспитанники — шестая.

После этого изучается первая позиция: педагог рекомендует проучивать ее из шестой позиции. С самыми маленькими (4-5 лет) ноги переставляются поочередно, с детьми постарше — сразу две ноги в позицию. 

Далее изучаются вторая и третья позиции ног. 

Plie

Выполняется plie на 1 такт 4/4; затем на 1 такт 2/4. Необходимо следить за тем, чтобы:

  • пятки не отрывались от пола;
  • опора была на всей стопе;
  • не было завалов на большие пальцы;
  • колени открывались точно в сторону.
При выполнении plie важно все время тянуться вверх, особенно, когда садимся вниз. 

Releve по VI позиции

При выполнении упражнения важно следить за тем, чтобы пятки были вместе. Упражнение выполняется на: 

  • 2 такта 4/4 с паузой,
  • 1 такт 2/4,
  • на затакт.

Сочиняя комбинацию для releve, можно менять темп исполнения: начать медленно, с паузой, затем постепенно уменьшать паузу, увеличивая количество подъемов на полупальцы. 

Методика изучения упражнений у станка — battement tendu, battement tendu jete                                      

Теперь рассмотрим изучение battement tendu и battement tendu jete — базовых движений, которые необходимы исполнителям.

Battement tendu 

Упражнение проучивается вперед и в сторону из положения между стеной и станком, затем лицом к станку — назад и в сторону.

Важно:

  • стопа скользит по полу, пальцы ног не отрываются от пола,
  • стопа возвращается в позицию через полупальцы.

Battement tendu jete

Проучивается вперед и в сторону из положения между стеной и станком, затем лицом к станку — назад и в сторону. 

1 этап: 

1 — открыть ногу в заданном направлении принципом battement tendu.

2 — поднять ногу на 45° в заданном направлении.

3 — опустить на пол, положение pointe (вытянутый носок).

4 — закрыть ногу в позицию.

2 этап:

1 — бросок на 45° в заданном направлении.

2 — опустить ногу на пол, положение pointe (вытянутый носок).

3 — закрыть ногу в позицию.

4 — пауза. 

3 этап:

1 — бросок на 45° в заданном направлении.

2 — закрыть ногу  в позицию.

Методика изучения упражнений боком к станку — plie, battement tendu, battement tendu jete                                      

После того, как ученики выучили базовые упражнения, можно приступать к их изучению боком к палке. Рассмотрим, какие приемы советует использовать эксперт.

Plie

  • комбинация plie исполняется по первой, второй и третьей позиции,
  • не используется работа рук (ладонь рабочей руки касается плеча, локоть направлен в сторону),
  • не используется работа головы,
  • grand plie исполняется в быстром темпе, т. к. мышечный аппарат учеников еще не готов удерживать правильное положение при медленной работе,
  • в конце комбинаций отдельно прорабатываются: работа рук (adagio) и работа над равновесием (выход на полупальцы).

Battement tendu и battement tendu jete

В этих комбинациях уже добавляется работа головы, но рабочая рука также удерживается в положении кисти на плече. 

Чтобы ученикам было интереснее выполнять упражнения, а также чтобы развивать их память и координацию, в упражнение добавляются plie или releve.

Постепенное усложнение комбинации:

  • исполнение в медленном темпе,
  • исполнение в быстром темпе,
  • исполнение из-за такта,
  • добавление перевода из натянутого положения стопы в сокращенное.

Методика изучения rond de jambe par terre у станка. Положение ноги sur le cou-de-pied

В этой части вы узнаете об этапах проучивания rond de jambe par terre и положения ноги sur le cou-de-pied у станка: с чем комбинируются эти движения и как можно усложнять комбинации.  

Rond de jambe par terre

Сначала проучивается demi rond de jambe par terre: 

  • вперед — в сторону — закрыть в позицию (в положении между стеной и станком);
  • назад — в сторону — закрыть в позицию (в положении лицом к станку).

Затем исполняется полный rond в направлении en dehors (от себя, наружу) и en dedans (к себе, внутрь).

Важно:

  • следить за положением пятки работающей ноги,
  • движение выполнять плавно, медленно.

В комбинацию можно добавить:

  • releve,
  • plie,
  • port de bras.

Положение ноги sur le cou-de-pied

Первым проучивается положение  sur le cou-de-pied сзади, затем условное впереди и потом обхватное для battement frappe. 

Педагог советует проучивать положение сзади из положения ноги на battement tendu в сторону: носок рабочей ноги, не отрываясь от пола, переводится в положение за пятку опорной ноги. При этом пятка рабочей ноги прижимается к опорной ноге.

После того, как ученики изучили положение sur le cou-de-pied, можно включать его: 

  • в поклон,
  • в комбинации на середине зала,
  • в танцевальные комбинации,
  • этюды.

Методика изучения battement frappe у станка

В этой части вы узнаете о том, какие упражнения завершают изучение экзерсиса у станка для детей 4–9 лет. А также о важности выполнения port de bras и releve в конце урока.

Это упражнение изучается с детьми 7-8 лет. Первоначально оно проучивается носком в пол, на этом этапе необходимо объяснить ученикам основное (обхватное) sur le cou-de-pied: пятка впереди, пальцы сзади — обхватывая щиколотку опорной ноги.

Важно следить за верным исполнением характера движения: резкий, удар. 

Изучается:

  • в сторону — вперед,
  • в сторону — назад.
  • одной рукой за палку,
  • на воздух.

Выполняя battement frappe в сторону, важно менять положение ноги sur le cou-de-pied с каждым движением: обхватное — сзади.

Важно:

  • сохранять выворотное положение ноги,
  • работать «низом» ноги,
  • сохранять «квадрат» в теле (плечи и бедра направлены вперед),
  • сохранять характер движения.

Методика изучения упражнений у станка — battement releve lent и grand battement jete

Теперь рассмотрим изучение более сложных упражнений, в которых необходимо знать правила исполнения предыдущих упражнений у станка, а также обладать растяжкой и силой мышц ног.

Battement releve lent

Изучается спиной к станку — вперед и в сторону, затем лицом к станку — назад и в сторону. После того, как освоили упражнение — упражнение изучается одной рукой за палку. 

С начала упражнения выполняется по 1 разу поочередно с правой и левой ноги (т. к. мышцы ног еще не готовы к такой нагрузке), затем по 2 раза правой и левой ногой.

Важно:

упражнение выполняется медленно, плавно, слитно.

Grand battement jete

Изучается спиной к станку — вперед и в сторону, затем лицом к станку — назад и в сторону. После того, как освоили упражнение — одной рукой за палку.

1 этап выполняется также, как при изучении battement tendu jete:

1 — открыть ногу в заданном направлении принципом battement tendu.

2 — бросок  на 90° в заданном направлении.

3 — опустить на пол, положение pointe (вытянутый носок).

4 — закрыть ногу в позицию.

2 этап:

1 — бросок  на 90° в заданном направлении.

2 — опустить на пол, положение pointe (вытянутый носок).

3 — закрыть ногу в позицию.

4 — пауза.

Это упражнение комбинируется с:

  • plie,
  • releve.

Важно:

  • следить за сохранением «квадрата» в теле (плечи и бедра направлены вперед).
  • сохранять характер упражнения: резкий, бросок.

Экзерсис у станка для дошкольников и младших школьников — перегибы корпуса назад, releve

В завершении урока рассмотрим упражнения, которые помогут развить гибкость спины, а также подготовят учеников к прыжкам.

Перегибы корпуса назад

Перегибы изучаются сначала по VI, затем по I позиции. Важно объяснить воспитанникам, что движение начинается с головы — затем шея — лопатки, только потом прогиб в пояснице. Во время выполнения перегиба корпуса голова направлена в профиль либо вправо, либо влево.

Важно то, как педагог объясняет упражнение в начале его изучения — это должно быть грамотно, четко и понятно, тогда дети будут правильно выполнять упражнения.

Releve

Releve является важным упражнением, т. к. укрепляет мышцы ног и является подготовкой к прыжкам.

С детьми releve проучивается по I, II и III позициям: сначала изучаются низкие полупальцы, чтобы ученики научились удерживать равновесие, а затем высокие.

При этом важно объяснить воспитанникам, что вес тела должен распределяться между всеми пальцами ног, а пятки при выходе на releve должны подаваться максимально вперед.

Полная версия урока в одном видео:

Конспект урока

Домашнее задание

  1. Возьмите два любых упражнения, изученных в уроке и подумайте: как и с помощью каких ассоциаций вы бы объяснили их исполнение дошкольникам?
  2. Возьмите за основу любое упражнение у станка и составьте комбинацию для учеников 8-9 лет. Какие виды усложнения вы использовали? Запишите полученную комбинацию на видео (в своем исполнении или в исполнении учеников).

Сдача домашнего задания

Необходимо авторизоваться, чтобы сдать домашнее задание.