Наверх
кто мы такие
урок

Упражнения в партере для детей 2-4 лет

Плигач Екатерина
эксперт
Плигач Екатерина
  • Педагог-хореограф. Руководитель студии танца «Плигунчик».
  • Екатерина является автором онлайн-лаборатории Дэнсхелп «Игровая хореография для малышей 2-6 лет»
  • Эксперт онлайн-курса «Я—Педагог! Дети. Педагогика, психология, мотивация».
  • Педагог-хореограф. Руководитель студии танца «Плигунчик».
  • Екатерина является автором онлайн-лаборатории Дэнсхелп «Игровая хореография для малышей 2-6 лет»
  • Эксперт онлайн-курса «Я—Педагог! Дети. Педагогика, психология, мотивация».

Упражнения в партере для детей 2-4 лет

Важной частью занятия хореографией являются упражнения в партере, которые помогают развить данные учеников. В этом уроке вы узнаете о том, какие упражнения будут полезны и дадут необходимый результат — а какие не стоит брать в работу с детьми от 2х лет

Своими наработками и авторской методикой по развитию данных в партере у малышей — поделится Екатерина Плигач.

Упражнения для развития подвижности голеностопа у детей 2-4 лет

В этом разделе вы узнаете, какие образы применять, чтобы объяснить детям, какие группы мышц должны быть задействованы во время выполнения упражнений для развития подвижности голеностопа — а также с помощью каких предметов сделать этот процесс более интересным и продуктивным.

Упражнение “Бабуины и принцессы” 

Это упражнение поможет выстроить и зафиксировать правильное положение прямой спины. Выполняется, сидя на полу, если дети не могут до конца выпрямить колени, то можно выполнять с полусогнутыми коленями, в дальнейшем они обязательно выпрямятся и будут лежать на полу.  

Упражнение “Иголочки и утюжки”

Это базовое упражнение, которое поможет в игровой форме проучить положения стопы point и flex. Дотягивать стопы на себя нужно со стороны мизинцев.

Для детей 2,5-4 лет не стоит давать упражнение на поочередную смену положений ног point и  flex (одна стопа — point, другая — flex), так как это сложная координация — и они не смогут его выполнить правильно. 

Для того, чтобы дети не косили стопы во время упражнения, можно применять следующие образы и действия:

  • “намазать” волшебный клей между пятками и другими частями ног, которые должны быть вместе или на полу;
  • зафиксировать воображаемую горошину между пяток, коленей и т.д.;
  • проверить ровную линию стопы с помощью карандаша;
  • “обнять” карандаш пятками;
  • зафиксировать теннисный мяч между пяток;
  • зафиксировать теннисный мяч между стоп посередине.

Также можно использовать ортопедические мячи для массажа стоп. 

Упражнения для развития подвижности тазобедренного сустава. Методика проучивания “складки” с детьми от 2х лет

В этой части вы рассмотрите упражнения, которые можно использовать с первых занятий с детьми для развития выворотности и подвижности тазобедренных суставов.

Упражнение “Бабочка”

В этом упражнении необходимо руками обхватить щиколотки, выпрямить спину и отвести локти назад. 

Выполняя это упражнение, можно задавать детям вопросы:

  • какого цвета бабочка;
  • как зовут бабочку (можно просить называть и мужские имена);
  • что ест бабочка.

Выполняя “складку” в бабочке, можно использовать такие образы:

  • нужно укрыться от дождя, снега, ветра и т.д.;
  • пьем нектар цветов.

Упражнение “Паук Василий”

Задача: сесть на ягодицы, максимально раскрыть ноги в стороны, согнуть их в коленных суставах и поставить стопы на пол, спина прямая.

Далее упражнение усложняется добавлением движения: 

  • ищет муху и тянется за ней — наклон вперед,
  • шагает (танцует) — поворот в тазобедренных суставах (кладем колени на пол).
Упражнения в партере для детей можно выполнять и без музыкального сопровождения — под голос педагога. Так можно регулировать соразмерность голоса, звука и движений — быстро-медленно, резко, тихо-громко и т.д. При этом важно давать четкие объяснения и замечания, задавать ритм для выполнения упражнения.
 В этом случае дети будут больше концентрироваться на упражнении и включаться в процесс.

Упражнение “Складка”

В этом упражнении важно следить за правильным положением корпуса.  Для объяснения можно использовать различные образы:

  • сесть на ягодицы;
  • колени и стопы склеить волшебным клеем или зафиксировать горошину между ними;
  • побежали паучки — тянуться к носкам;
  • за серебряные ниточки тянуть ребра далеко вперед (“ребра хотят съесть/поцеловать/обнять колени”).

Упражнение “Книжка”

Это упражнение проучивается после того, как дети правильно выполняют складку к прямым ногам в статичном положении. Задача: в динамике выполнять складку к прямым ногам — и поднимать прямой корпус наверх.

Упражнения для укрепления мышц спины у детей от 2 лет

В этом разделе вы узнаете, как в игровой форме можно давать упражнения детям от двух лет для укрепления мышц спины.

Отдельное внимание стоит уделять укреплению и растяжению мышц спины: важно не только увеличить подвижность (особенно в грудном отделе) — но и закачать мышцы, чтобы удерживать позвоночник в правильном положении. 

Упражнение “Зажать монетку”

Первое, с чего начинается работа на животе — это умение напрягать ягодичные мышцы. Для этого можно использовать образы:

  • зажать монетку;
  • прищепка;
  • укол и др.

Упражнение “Змея Ивановна”

Выполнять упражнение по 3 подхода: подняться наверх (прогнуться в грудном отделе), на выдохе, опуститься вниз — “шипим как змея”. 

Можно добавить игровой момент: педагог играет на дудочке и “поднимает и опускает” змей, задача детей — внимательно следить за педагогом.

Упражнение “Колечко (рыбка)”

Для этого упражнения важно сохранить правильное положение головы, не запрокидывая ее назад.

Упражнение “Плуг”

Это упражнение выполняется для отдыха и разгрузки позвоночника: лечь на спину, поднять прямые ноги вверх и завести за голову. 

Упражнение “Лодочка”

Выполняя “лодочку”, дети перевозят маленьких животных: поросят, козлят, обезьян и др. к маме. Во время выполнения упражнения важно, чтобы:

  • бедра отрывались от пола,
  • руки были направлены вперед,
  • голова не запрокидывалась назад.

Упражнение “Самолет”

Это упражнение аналогично упражнению “лодочка”: разница в том, что в “самолете” руки открыты в сторону, а движения корпусом выполняются вправо-влево. 

Упражнение “Вазочка”

Это упражнение еще известно как “Корзинка”: лежа на животе, руками обхватить щиколотки ног и вытянуться наверх (прогиб в пояснице).

Во время выполнения упражнения можно задавать детям вопросы, чем они будут наполнять свою вазочку:

  • какие цветы,
  • какие конфеты и т.д.

Упражнение “Полумостик”

Это упражнение для детей от 4х лет и старше. Важно объяснять момент подстраховки, что при ощущении того, что ты падаешь назад — необходимо сразу опускать ягодицы на пятки. 

Игровые упражнения под песенку Львенка “Я на солнышке лежу” 

Комплекс упражнений в партере можно выполнять под музыкальное сопровождение, которое в последующем может стать этюдом для открытого урока.

Во время выполнения упражнений счет можно заменить на образы, например, самолет летит над:

  • маленьким ручейком,
  • рекой,
  • морем,
  • океаном и т.д.

С детьми постарше (от 4 лет) можно использовать счет.

Упражнение “Кошечка”

Изучение упражнения “Кошечка” с самыми маленькими стоит разделить на несколько этапов:

1 этап — работа тазом вверх и вниз (как хвостик у кошки).

2 этап — работа грудной клетки (представляем, что внутри мячик сжимается и разжимается).

3 этап — выполнение упражнения “Кошечка” в законченном виде.

Упражнение для развития подвижности грудного отдела

Чтобы проучить с детьми работу грудной клетки для упражнения “Кошечка” и других движений в хореографии, можно выполнять с детьми следующие движения стоя:

  • представить, что в грудной клетке есть мячик и его надо сжимать и разжимать;
  • добавлять работу таза;
  • выполнять в продвижении по залу;
  • работать изолированно грудной клеткой, тазом;
  • работа всем телом под музыку.

Упражнения для укрепления мышц пресса с детьми от 2х лет

В детском возрасте мышцы пресса еще недостаточно развиты — поэтому ученикам сложно выполнять большинство упражнений. В этом разделе вы рассмотрите игровые упражнения, которые помогут укрепить пресс.

Упражнение “Шиворот-навыворот” 

Это упражнение направлено на:

  • растяжение задней поверхности бедра,
  • умение аккуратно опуститься и подняться;
  • умение выпрямить спину, потянуться наверх;
  • включение внимания и концентрацию (умение слушать педагога и по команде выполнять упражнение).

Упражнение “Тараканы-барабаны” 

Это упражнение применяется для отдыха после выполнения упражнений на пресс. Задача: лечь на спину, постучать ладонями по животу для расслабления мышц. проговаривая фразу: “Тараканы-барабаны”. 

Упражнение “Здравствуй, Солнышко”

Лежа на спине, опереться на предплечья, зафиксировать теннисный мяч между стопами или голенями. Задача: поднимать прямые ноги к корпусу, удерживая мяч.

Упражнение “Травинка”

Положение — как и в предыдущем упражнении. Задача: поднять ноги к корпусу, сгибать и разгибать ноги в коленных суставах.

Упражнение “Чебурек” 

Упражнение для подвижности тазобедренного сустава, а также для развития мышц живота. 

Методика проучивания шпагата с детьми от 2 лет

Растяжка на шпагат — обычно не самая любимая часть занятия у детей, особенно у малышей. В этой части урока Екатерина поделится свои подходом к этим упражнениям и расскажет о рекомендациях и упражнениях, которые она применяет.

Упражнение “Крабики или лягушки”

Это классическое упражнение для развития выворотности и тазобедренных суставов для детей от 4 лет и старше. 

Задача: лечь на живот, согнуть ноги в коленных суставах в выворотном положении. 

Варианты:

  • стопы соединить сзади;
  • ноги, согнутые в коленях, открыты по II позиции, стопа flex.
Изучение продольного шпагата лучше начинать с 5-6 лет, так как это сложное движение, в нем важно понимание и удержание “квадрата”  — плечи и бедра. 

Упражнение “Галочка” 

Сесть на пол, открыть ноги широко в стороны, колени направлены в потолок, пальцы — в потолок, спина — прямая.

Стих «К ножке я тянусь»

Раз, два, три, четыре —

К правой ножке я тянусь.

Раз, два, три, четыре —

К левой ножке я тянусь.

Раз, два, три, четыре —

Не ленюсь я — растянусь.

Раз, два, три, четыре —

Растянусь и улыбнусь.

Стих «Черемша»

Чики-чики-буби-ша —

Расцветает черемша.

Ты цветочки собирай

И в горшочки их сажай.

Полная версия урока в одном видео:

Конспект урока

Домашнее задание

1. На основе упражнений, указанных в уроке, составьте и напишите свой комплекс упражнений в партере для детей 2-4 лет. 

2. Укажите:

  • на что направлено каждое из перечисленных упражнений?
  • почему вы выстроили упражнения именно в таком порядке?

3. Какие еще упражнения вы бы добавили в составленный комплекс и почему? 

Сдача домашнего задания

Необходимо авторизоваться, чтобы сдать домашнее задание.

ДЗ учеников

Домашнее задание #21298

11.01.2024 18:41:45
Ответ ученика:

Д/З прикрепленном файле.

Файл: Открыть партерная гимнастика для малышей.docx

15.01.2024 11:21:34
Ответ куратора:

Сколько упражнений из представленных в уроке вы включили в свой комплекс и почему?

15.01.2024 19:37:54
Ответ ученика:

В свой комплекс я включила около 15 упражнений.
Добавила некоторые упражнения из йоги, т к они физиологичны, безопасны, понятны и выполнимы детьми .
Названия упражнений у меня отличаются а принцип очень похож.
Все упражнения направлены на и укрепление и эластичность групп мышц необходимых будущему танцору.: плечевой пояс, спина. пресс, сила ног, рук, стопы, прогибы, подготовка к шпагатам. Не даю детям до 5-ти лет поднимание прямых ног из положения лежа. С 5--ти лет, при условии, что дети подготовлены. В нашем коллективе помимо хореографии дети занимаются еще акробатикой и гимнастикой. по этому передо мной стоит задача - хорошо подготовить деток к нагрузке.